Коммуникативные стили общения в концепции Шульца фон Туна

Перевод с немецкого языка и адаптация материала: Некрылова Н.В.

Интересно, почему рядом с этим человеком я чувствую себя словно притихший ребенок, а в общении с эти человеком ловлю себя на желании руководить? И почему этот милый, добродушный человек вызывает во мне желание отдалиться, хотя обычно я с радостью откликаюсь?

Свои собственные реакции и поведение другого человека можно понять, воспринимая и контекст ситуации, и особенности личностей ее участников. Описанные Шульцом фон Туном в книге «Говорить друг с другом» стили коммуникации помогут распознать свойственные самому себе и окружению способы иметь дело с другими людьми.

Коммуникативный стиль, это специфичный паттерн поведения, способ взаимодействия с миром, имеющий свои выгоды, сильные и слабые стороны, а также потенциал развития, блокированный данным стилем. Понятно, что паттерны, которыми пользуется личность, не должны служить оценкой самой личности. «Быть» и «иметь нечто» — совершенно разные вещи. Воспринимая ценность собственной личности, я могу признавать, что у меня есть тот или иной стереотип поведения, который пожалуй, не всегда мне полезен.

Эти описания, если не воспринимать их оценочным способом, могут быть хорошим помощником понимания собственных реакций в коммуникации с тем или иным человеком, а также внутренних причин, по которым человек воспроизводит тот или иной стиль, несмотря на его отталкивающие стороны. Всего фон Тун описал восемь основных коммуникативных стилей, которые редко обнаруживаются в чистом виде, и чаще обнаруживается сочетание нескольких стилей. Ниже следуют их описания.

ЗАВИСИМЫЙ СТИЛЬ

№1 зависимый

Описание
Человек, которому свойственен этот стиль коммуникации стремится получить помощь и поддержку от других. Хотя он представляет себя и позиционирует другим беспомощным и не жизнеспособным, в нем определенно есть сила и способность быть.

Возможные условия формирования данного стиля
Вполне возможно, этот стиль возник в ответ на неудовлетворенную детскую потребность в зависимости. Скорее всего, о ребенке заботились слишком мало, и теперь, будучи взрослым, он пытается наверстать упущенное. Влияние на развитие этого стиля может также играть перенятая ролевая модель «слабого пола».

Специфика взаимодействия с другими людьми
Обычно зависит от тех, кто с готовность оказывает помощь и от представителей «дистанцирующегося» стиля, т.о. «помощник» или «протеже» выступают хорошим дополнением к ним. Проблема в том, что «зависимый» испытывает потребность быть беспомощным постоянно, поэтому ищет связей, в которых его уверенность в себе будет неизбежно продолжать падать. В отношениях с представителями «помогающего» стиля, чем больше помощи получает «зависимый», тем более слабым и беспомощным становится и тем сильнее нуждается. В отношениях с представителем «дистанцирующегося» стиля потребности «зависимого» всегда будут не удовлетворены, отчего «зависимый» будет становиться все сильнее в мольбах о помощи.

Тенденция, вектор развития
Сила «зависимого» стиля в его способности обращаться к другим людям за помощью и принимать их помощь. Другие, в свою очередь, рядом с ним могут позволить себе «нытье» для эмоционального облегчения. А вот потенциальный вектор развития представителя «зависимого» стиля — получение опыта самостоятельности и ответственности. Изменения в этом направлении может возникнуть, если «зависимый» начинает понимать, что он не только пассивная жертва, и жизненный процесс вполне можно сделать более активным. Умение попросить помощь, хороший навык, если «зависимый» научится запрашивать помощь в отдельных конкретных случаях, вместо того, чтобы всегда быть беспомощным.

ПОМОГАЮЩИЙ СТИЛЬ

№2Помогающий

Описание
Представители «помогающего» стиля предпочитают видеть себя сильным, с готовностью предлагая другим людям помощь. Видя слабость и участвуя в проблемах других людей, «помогающий» может отвлечься от своих собственных слабостей и трудностей. Ему сложно принимать свои слабости, и он будет несчастлив, столкнувшись со слабыми сторонами своей личности лицом к лицу.

Возможные условия формирования данного стиля
Скорее всего, человек, использующий «помогающий» стиль общения, слишком много и часто чувствовал себя покинутым в своей уязвимости и трудностях, будучи ребенком. Позднее внутренний опыт слабости и зависимости, не находя поддержки, вытесняется. Концепция «помогающего» типа состоит в том, что собственная «слабая» сторона не ценится, а «сильная» получает любовь и признание.

Специфика взаимодействия с другими людьми
Для реализации заботы «помогающему» хорошо подходят представители «зависимого» стиля. Само собой, люди помогающего стиля часто встречается в «помогающих профессиях». Есть определенная опасность стать скрытым триггером проблем других людей: ведь до тех пор, пока эти люди имеют проблемы, они нуждаются в помощи. Таким образом, подсознательный мотив «помогающего» может быть обратным: «помогать таким образом, чтобы не помогать избавиться от самого источника проблем».

Тенденция, вектор развития
Помощник имеет достаточно уверенности в себе, чтобы взять на себя ответственность за себя и других. Эта тенденция становится гипертрофированной, если при этом помощник отрицает свои собственные потребности. Таким образом, первым шагом является контакт с собственными уязвимыми и слабыми сторонами личности и их признание. Вторым шагом становится навык обращаться за помощью в случае необходимости к другим людям. А при оказании помощи личностям с «зависимым» стилем нужно распознавать меру, не забывая и о собственной «слабой» стороне и помогая «зависимым» доверять собственным шагам.

САМООТВЕРЖЕННЫЙ СТИЛЬ

№3 СамоотверженныйОписание
Представители самоотверженного стиля склонны обесценивать себя, представляя другим себя как неважных и незначительных. Свое значение они чувствуют только, если используют себя для других. Он всегда будет делать то, что от него ожидают другие и полностью зависит от своего партнера.

Возможные условия формирования данного стиля
Вероятно, в детстве ему слишком часто намекали, что его самостоятельность не важна или что то или иное его не касается. Он принял такие «условия игры», соскольку служа другим, получал хотя бы немного внимания и признания. И чтобы преодолеть страх изоляции согласился быть определяемым другими.

Специфика взаимодействия с другими людьми
Партнером самоотверженного стиля будет тот, кто любит, чтобы его эго было «приподнято». Люди самоотверженного стиля идеализирует своего партнера, помогая тому приподнимать самооценку. В такой модели отношений может развиваться порочный круг, в котором у партнера возникает агрессивно-обесценивающая тенденция, которую провоцирует самоотверженный стиль.

Тенденция, вектор развития
Люди самоотверженного стиля имеют ряд положительных качеств, в особенности потенциал верности другим людям свободный от властного эгоцентризма. Однако им следует принимать меры самоутверждения и самоуважения. Он должен научиться включать «Я» в отношения и говорить «нет».

АГРЕССИВНО-ОБЕСЦЕНИВАЮЩИЙ СТИЛЬ

№4 обесценивающий Описание
Люди с агрессивно-обесценивающим стилем хотят возвышаться над другими. Чтобы оправдать это они фокусируется на ошибках и недостатках других. Все это делается из опасений выдать собственные недостатки и слабости. Таким образом в тайне от других агрессивно-обесценивающий тип борется с собственным чувством неполноценности.

Возможные условия формирования данного стиля
Очень вероятно, что в детстве у людей с агрессивно-обесценивающим стилем пережит опыт унижения или физического насилия. Во взрослой жизни человек стремится избежать повторения, всеми силами избегая положения слабого. По этой причине унижает других и не признает в себе никакой слабости, чтобы всегда быть выше. Агрессивно-обесценивающий стиль притягивает людей самоотверженных тенденций, склонных к самоуничижению и принятию ошибок на себя. Также, защищая свою самооценку люди с агрессивно-обесценивающим стилем склонны унижать лиц, находящихся в подчинении им.

Специфика взаимодействия с другими людьми
Обычно агрессивно-обесценивающий стиль сосуществует либо во взаимодействии со столь же агрессивным стилем, или униженным партнером или коллегой с самоотверженной тенденцией. В первом случае оба пытаются одержать верх, атакуя слабости других. Во втором случае, агрессивно-обесценивающий тип вне девальвации почти.

Тенденция, вектор развития
Представителям агрессивно-обесценивающего стиля довольно легко заработать уважение и получить авторитет критика, называющего вещи своими именами. Это не будет однобоким, если допускать опыт признания достоинств и уважения к другим людям.

ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ СТИЛЬ

№5 демонстрОписание
Те, кому близок демонстративный стиль общения находятся в постоянной битве за свою самооценку. Внутренне собственная ценность не представляется достаточно высокой, что заставляет изображать себя в лучшем свете. Человек этого стиля хочет убедить себя и окружающих в своей ценности, заботится о своем идеальном фасаде, чтобы получить как можно больше похвалы и признания. На это затрачивается действительно много внутренней силы.

Возможные условия формирования данного стиля
Ребенком он не чувствовал, что любим ради него самого. На основе этого и в сочетании с собственными высокими амбициями, он стал другим, чтобы доказать, что заслуживает любви в связи с его мастерством и успехами.

Специфика взаимодействия с другими людьми
Люди с демонстративным стилем используют общение, чтобы доказывать свою компетентность. Внешне это может быть похоже на настоящие гонки. Важным жизненным мотивом становится «идти в ногу», не пропустить, не отстать. Собственные ошибки, слабости подавляются, чтобы их скрыть.

Тенденция, вектор развития
Представители этого стиля не боятся конкуренции и осознают свои полномочия. Тем не менее, они могли бы жить гораздо свободней, если бы могли признавать свои собственные недостатки и слабости. Если преодолеть страх показать свое истинное лицо «без прикрас», откроется возможность быть любимым ради самого себя.

ДОМИНИРУЮЩИЙ-КОНТРОЛИРУЮЩИЙ СТИЛЬ

№6 доминирующий

Описание
Лица с этим стилем общения хотят взять под контроль свое окружение. Они устанавливают правила и требуют от своих партнеров их соблюдения. Основной мотив — защитить себя от непредвиденных сюрпризов, хаоса и потери контроля.



Возможные условия формирования данного стиля
Люди, которые развивают этот стиль общения, воспитаны в строгой дисциплине и жестким правилам. Они научились держать все свои внутренние импульсы строго под контролем, чтобы избежать наказания. И в итоге, пришли к мнению, что только через самодисциплину и жесткий контроль внутреннего и внешнего, можно избежать хаоса.

Специфика взаимодействия с другими людьми
Им хорошо в контакте с людьми, склонными к зависимому или самоотверженному поведению. Их верность и надежность дает им чувство безопасности, и что важно, они более зависимы. В то время как партнеры, склонные к свободе и личной ответственности будут восставать против строгих правил. В последнем случае возможно возникновение я порочного круга, поскольку контролирующий стиль реагирования на нарушение правил — это еще более строгие запреты и правила, провоцирующие еще больший бунт.

Тенденция, вектор развития
Сильные стороны людей с этим стилем общения — умение планировать, самоконтроль и четкость. Но эта развитая способность самоуправления, могла бы дополниться попыткой развить в себе гибкость, смелость, открытость и доверие к другим.

ДИСТАНЦИРУЮЩИЙСЯ СТИЛЬ

№7 дистанцирующийся Описание
Люди с дистанцирующимся стилем общения нуждаются в обеспечении необходимого безопасного расстояния и сохранении дистанции. Им некомфортно, когда другие люди приближаются, как физически, так и эмоционально. Они склонны смотреть на все с рациональной точки зрения, объективно.

Возможные условия формирования данного стиля
Возможно, причина дистанции в прошлом опасении стать слишком зависимым от другого человека. Страх зависимости мог возникнуть (в основном у мужчин) из-за сложностей в отделении ребенка от его матери.

Специфика взаимодействия с другими людьми
Люди с этим стилем общения часто могут быть восприняты как высокомерные и пренебрежительные. В напряженной или дискомфортной для них ситуации они реагируют сдержанным отказом, предпочитая отодвигаться еще дальше. Они не готовы к тесному межличностному контакту. Например, мужчина, внутренне испытывающий сильную потребность в близости, будет дистанцироваться еще больше.

Тенденция, вектор развития
В профессиональном плане эта способность поддерживать межличностную дистанцию является позитивным качеством квалификации. Тем не менее, этому стилю общения следует иногда позволять случаться подлинной встрече между людьми, чтобы не оказаться в полной изоляции. Чтобы работать в команде, нужно учиться взаимодействовать с коллегами, признавать и находится в определенной зависимости от них. Кроме прочего, важно учиться говорить о своих чувствах по отношению к себе и другим.

РАДОСТНО-ДРАМАТИЗИРУЮЩИЙ СТИЛЬ

№8

Описание

Человек данного стиля любит говорить о себе в самых ярких красках и находиться в центре внимания. Однако, его чувства часто кажутся другим ненатуральными, преувеличенными.

Возможные условия формирования данного стиля
Вероятно, когда этот человек был ребенком, встречал недостаток уважительного внимания, до тех пор, пока не начинал требовать категорично. Он научился превращать свои «мягкие» чувства в громкие. Возможно, сейчас. Будучи взрослым, этому человеку трудно войти в контакт со своими чувствами. Вместо этого он скорее представляет себя и «играет в эмоции», чтобы почувствовать себя, быть осязаемым.

Специфика взаимодействия с другими людьми
Во-первых, человеку с этим стилем необходимо признание своих захватывающих историй и идей. Поэтому со временем начинает ощущаться, что его партнеры оказываются чем-то вроде взаимозаменяемых зрителей. Партнеры, которые отказываются быть такими зрителями и не помогают радостно-драматизирующему стилю высвобождать себя, оттесняются на задний план.

Тенденция, вектор развития
Безусловно, сильной стороной этих людей является обаяние, умение развлечь и с ними не бывает скучно. Однако эта сила будет сбалансирована лишь, когда человек научится развивать в себе неподдельный интерес к своим партнерам, и может сдерживать себя, когда нужно, чтобы при необходимости принять участие и в том, что важно его партнеру.

Статья опубликована 07.10.2014

Источник: https://www.germanistik-kommprojekt.uni-oldenburg.de/